Облачная электронная почта всё ещё вызывает у пользователей опасения, несмотря на ряд преимуществ, которые она обеспечивает. Эти преимущества оказывают положительное влияние на эффективность бизнеса. Вместе с особенностями SaaS-решений будут рассмотрены и недостатки обеспечения безопасности корпоративной почты.
Почта — основа коммуникации компании
Электронная почта используется для связи предприятия или организации с внешним миром, с отдаленными подразделениями и филиалами. С помощью почты передаются бухгалтерские документы, счета для оплаты, проекты договоров, коммерческие предложения, совершается рекламная рассылка писем, выполняются другие коммуникационные задачи. От почты зависит нормальное функционирование компании, её производительность и другие связанные параметры.
С учётом сказанного, вопрос о защите электронной почты от несанкционированного доступа стоит очень остро. Слабый уровень защиты может привести к проблемам в работе компании, снижению производительности и эффективности деятельности.
Электронная почта предполагает решение следующих задач:
- IT-риски: по оценкам производителей антивирусного ПО до 85% почты заражено или относится к спаму, в связи с этим риск хакерской атаки или заражения ПК очень высок;
- производительность: доступ к электронной почте должен быть всегда, любой простой будет приводить к потерям бизнеса;
- ROI: почта чаще всего используется злоумышленниками для несанкционированного доступа к компьютерной сети компании, важны не только инновационные средства защиты (программные и аппаратные), но и своевременное их обновление.
Основные требования к электронной почте: постоянный доступ, гибкость и простота администрирования, низкие расходы на обслуживание, отсутствие спама и вирусов. Актуальность сказанного растет с увеличением числа сотрудников, структурированием компании на отдельные подразделения, появлением удалённых филиалов и офисов.
Защита почты с помощью SaaS-модели
Организация бесперебойной и безопасной работы электронной почты может использовать модель SaaS. Существует два варианта расшифровки аббревиатуры:
- Software as a Service;
- Security as a Service.
Последняя расшифровка переводится «безопасность, как услуга» и является более актуальной. Сказанное выше неактуально для предприятий малого бизнеса, которые используют бесплатные или платные сервисы. Для них вопрос организации корпоративной почты уже решен. Для крупных и средних предприятий такой подход неудобен и они пользуются собственными почтовыми серверами. При этом не стоит забывать об облачных сервисах, которые предлагают безопасные решения с рядом преимуществ.
Безопасность почты в виде SaaS-решений
Существенные расходы на обслуживание и содержание систем безопасности локальных почтовых серверов заставляют задуматься об альтернативных вариантах, в том числе облачных решениях. Выходом из данной ситуации является SaaS-решение безопасности, которое помогает оптимизировать расходы или даже избавиться от них полностью.
Принцип работы облачного решения прост — трафик проходит через специальные серверы, на которых выполняется фильтрация на опасный контент и вирусы. На выходе «чистый» трафик поступает на почтовый сервер компании или непосредственно сотрудникам.
Преимущества облачных решений безопасности
- экономия на инфраструктуре: можно позволить себе более производительные ресурсы, чем в случае локального использования, ниже нагрузка на серверы и требования к оборудованию;
- экономия на обслуживании и сопровождении: отпадает необходимость в обновлении, администрировании, снижается потребность в дополнительных сотрудниках;
- граница обнаружения находится за пределами сети: угрозы фильтруются в облаке, сокращается входящий трафик за счёт фильтрации спама до его попадания на почтовые серверы компании;
- резервное копирование: нет нужды хранить огромные базы данных на локальных серверах;
- непрерывность работы: даже в случае сбоя локального сервера, доступ к почте возможен в режиме онлайн;
- независимость от платформы.
Недостатки
Одним из наиболее существенных и важных недостатков является конфиденциальность. Весь трафик проходит через серверы, принадлежащие хостинг-провайдеру. При этом существуют доводы, которые опровергают подобные опасения.
В первую очередь, вопросы конфиденциальности регламентируются не только провайдерами соответствующих услуг, но и на законодательном уровне. При этом провайдеры заинтересованы в создании максимально комфортных условий. Кроме того, дата-центры провайдеров обладают высоким уровнем безопасности, как физической, так и информационной.
Ещё одним существенным недостатком SaaS-решений является задержка в доставке почты. Она зависит от мощности оборудования провайдера. При некоторой экономии в этом направлении могут возникнуть проблемы со скоростью доставки почты клиентам.
Если истек срок платежа, а услуга не была оплачена, то доступ к почте будет приостановлен. Пользователям облачных сервисов следует побеспокоиться о своевременной оплате услуг.